Область знаний и практического опыта, которую принято называть народной медициной, складывается из существующих у данного народа представлений о причинах, характере и происхождении болезней, а так же применяемых для борьбы с ними различных способов и средств.
Этот раздел народной культуры, являющийся очень сложной системой, постоянно изменяющейся во времени, включает в себя как рациональные процедуры, так и магические. Цель народного врачевания — обеспечение
здоровья людей и облегчение их страданий в случае заболевания.
Лечебная магия, о которой речь пойдет в данной статье, применялась, без сомнения, в терапии древних славян параллельно с эмпирическими способами врачевания. Она составляла достаточно обширный отдел народной медицины. Многие элементы магического лечения с течением времени были утрачены.
Однако значительная часть языческого опыта и верований продолжала жить в народном сознании. Лечебная магия в известной мере базируется на этих реликтах древних языческих верований и сопровождает большинство народных терапевтических процедур, ибо «проблема человеческого здоровья относится, видимо, к таким, которые наиболее восприимчивы к магическому мышлению».
Символика главной балки дома, отраженная в русском ее названии матица, объясняет защитные меры, принимаемые в целях обезопасить дом и его обитателей от прихода злых сил, в том числе и болезней. В Польше для этого вешали веточку омелы под потолком в хате — верили, что в такой дом болезнь не войдет. В Шенкурском уезде Архангельской губернии полагали, что все болезни побаиваются чертополоха, поэтому его можно было увидеть под потолком почти во всякой избе. В селах Полесья подвешивали к матице старый веник, чтобы бессонница не напала на детей. Дом является убежищем, защищающим человека в опасную минуту.
Случается, что лечение заключается в том, что больной должен переночевать двенадцать ночей в двенадцати чужих домах поочередно. Так лечили коклюш у детей в белорусских селах Витебской губернии. В Болгарии же детей, страдающих этой тяжелой болезнью, матери ведут в старый дом, в котором давно никто не живет. Там детей помещают в хлебную печь, а перед дверцами разжигают огонь из соломы.
Диалог повторялся трижды, после чего дети вылезали из печи. Несомненно, что здесь в акте лечения важную роль играет не только дом, но и огонь, и ритуальный диалог между исполнителями обряда. Иногда магия сводится к запрету выходить из дома в течение трех дней. Это касается тех, кого поразила так называемая « самоволка болест», болезнь, возникающая в результате того, что человек наступил на место, где самовилы ужинали.
Именно дом и его части в лечебной магии были гарантом получения желаемых результатов. Предпринятая здесь попытка описать роль дома в традиционной медицине не может вместить огромного количества фактов, касающихся всех частей жилища, так или иначе связанных с магией, цель которой не допустить заболевания или исцелить человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий