среда, 18 апреля 2012 г.

Функции дома и его частей в лечебной магии



Область знаний и практического опыта, которую принято называть народной медициной, складывается из существующих у данного народа представлений о причинах, характере и происхождении болезней, а так же применяемых для борьбы с ними различных способов и средств.

Этот раздел народной культуры, являющийся очень сложной системой, постоянно изменяющейся во времени, включает в себя как рациональные процедуры, так и магические. Цель народного врачевания — обеспечение

здоровья людей и облегчение их страданий в случае заболевания. 

Лечебная магия, о которой речь пойдет в данной статье, применялась, без сомнения, в терапии древних славян параллельно с эмпирическими способами врачевания. Она составляла достаточно обширный отдел народной медицины. Многие элементы магического лечения с течением времени были утрачены. 

Однако значительная часть языческого опыта и верований продолжала жить в народном сознании. Лечебная магия в известной мере базируется на этих реликтах древних языческих верований и сопровождает большинство народных терапевтических процедур, ибо «проблема человеческого здоровья относится, видимо, к таким, которые наиболее восприимчивы к магическому мышлению».

Чтобы предупредить приход болезни, существовала целая система профилактических мер. Для отпугивания духов на дверях чертили кресты (мелом, дегтем, освященной водой, тестом), ставили возле входной двери метлу прутьями вверх, омывали притолоки водой, в которую опускали четверговую соль, золу из семи печей, земляной уголь, выкапываемый на Иванов день из-под чернобыльника.

Символика главной балки дома, отраженная в русском ее названии матица, объясняет защитные меры, принимаемые в целях обезопасить дом и его обитателей от прихода злых сил, в том числе и болезней. В Польше для этого вешали веточку омелы под потолком в хате — верили, что в такой дом болезнь не войдет. В Шенкурском уезде Архангельской губернии полагали, что все болезни побаиваются чертополоха, поэтому его можно было увидеть под потолком почти во всякой избе. В селах Полесья подвешивали к матице старый веник, чтобы бессонница не напала на детей. Дом является убежищем, защищающим человека в опасную минуту. 

Случается, что лечение заключается в том, что больной должен переночевать двенадцать ночей в двенадцати чужих домах поочередно. Так лечили коклюш у детей в белорусских селах Витебской губернии. В Болгарии же детей, страдающих этой тяжелой болезнью, матери ведут в старый дом, в котором давно никто не живет. Там детей помещают в хлебную печь, а перед дверцами разжигают огонь из соломы. 

Диалог повторялся трижды, после чего дети вылезали из печи. Несомненно, что здесь в акте лечения важную роль играет не только дом, но и огонь, и ритуальный диалог между исполнителями обряда. Иногда магия сводится к запрету выходить из дома в течение трех дней. Это касается тех, кого поразила так называемая « самоволка болест», болезнь, возникающая в результате того, что человек наступил на место, где самовилы ужинали.

Сакральный характер дома подтверждается магическими действиями, которые используются в народной медицине. Вера человека в защитную силу дома, его стен, порога, дверей, служащих преградой на пути злых сил и демонов болезней, является в этих актах самым главным моментом. 

Именно дом и его части в лечебной магии были гарантом получения желаемых результатов. Предпринятая здесь попытка описать роль дома в традиционной медицине не может вместить огромного количества фактов, касающихся всех частей жилища, так или иначе связанных с магией, цель которой не допустить заболевания или исцелить человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий