«При собирании этнографических материалов и произведений народ ной словесности в Подкарпатской Руси мне, для того чтобы полнее собрать материал, пришлось окунуться в самую гущу быта и жизни карпаторусских крестьян».
Эти слова П. Г. Богаты рева очень точно отражают пафос его произведений изучение современного состояния традиционной культуры, будь то работы, связанные с вопросами эстетики в этнографии и фольклоре, или труды, являющиеся основополагающими в области семиотики народной культуры.
Сравнительному изучению славянских обрядов посвящена монографическая статья «Полазник у южных славян, мадьяров, словаков, поля-
ков и украинцев». Она также базируется на собственных наблюдениях П. Г. Богатырева, на материалах, собранных им в селах Словакии и Подкарпатской Руси. Исследование представляет собой синхроническое описание как самого обряда, так и его осознания современными крестьянами; делается попытка определить генетическую связь этого обряда у южных славян с таковыми у славян восточных (украинцы) и западных (словаки и поляки), излагается гипотеза его возникновения, описывается ареал распространения.
Как полагает автор статьи, ареал нынешнего бытования обряда позволяет наметить пути его распространения: с Балкан он перешел на север, в прежнюю Паннонию, которая в XI–XIII вв. была населена главным образом словенцами и в меньшей степени — словаками в северной ее части. Путь проникновения обряда шел от южных славян через Паннонию к западным славянам, что произошло еще до прихода мадьяр в Паннонию (у венгров в наше время известен только на территории Паннонии и в славянской огла-
совке — palázulás). Возможно, что древние связи западных славян с южными относятся еще ко временам существования Великоморавского
государства.
Карпаты были своеобразной лабораторией ученого. Изучение этой архаичной зоны давало обильный материал для теоретических построений, для размышлений над разнообразными проблемами науки. Одна из плекс ного изучения этой области, населенной разными народами, со своеобразной языковой ситуацией, с самобытной культурой. Посылки этой проблемы были заложены в статье об обряде «полазник», а впо следствии развиты в работе «Проблемы изучения материальной и духовной культуры населения Карпат».
В ней определен круг вопросов, на которые надо найти ответ, — от общего исследования Карпат как определенной хозяйственно-культурной зоны до решения теоретических вопросов, связанных с народной культурой вообще и культурой славянских народов в частности. Это и вопросы миграции, и отдельные этнографические явления, и время их возникновения, и многое другое.
Все эти проблемы возможно решить на карпатских материалах в силу своеобразия физико-географических, экономических и политических условий жизни населения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий