суббота, 7 апреля 2012 г.

Семиотика зеленого цвета в народной культуре


Зеленый цвет связан с растительностью (зеленью), которая является главным носителем этого признака. Основной цветовой признак растительного мира, прежде всего зелени, в народной культуре ассоциируется с такими концептами, как жизнь, здоровье, счастье, удача, благополучие.

Зелень наделяется магическими свойствами, охранной, отгонной продуцирующей символикой. Через растение человек получает вегетативную силу. Зелень используется в ритуально-магической практике в качестве апотропея, средства, отгоняющего зло и обладающего живительной продуцирующей силой; употребляется она также в гаданиях, обычаях ряженья и т. п.

В то же время символическое значение зеленого цвета это только начало жизни, жизни молодой и незрелой, именно через зеленый цвет в языке выражается понятие незрелости, неопытности, молодости как противопоставление зрелости, опытности, старости, ср. такие выражения, как рус. молодо-зелено, т. е. незрело, безрассудно (ср. болг. лудо-младо); зéлено говорить ‘говорить глупо, безрассудно’, зеленéц, зеленýха ‘незрелая ягода’, зеленéц ‘детеныш тюленя’, зеленчýк ‘годовалая овца’, зеленя,
зеленятко ‘молодое животное’, ‘детеныш’. Этот аспект актуализируется
в вечнозеленых растениях, которые символизируют жизнь, но жизнь веч-
но молодую, никогда не достигающую полноты жизни, периода зрелости.

В народных песнях обыгрывается противопоставление зеленое (молодость) отсутствие зеленого (старость). Зеленый цвет через свое материальное воплощение — дерево, ветки, венки, трава — присутствует во всех обрядах календарного и семейного цикла (крестины, свадьба, похороны).

Формы ритуального использования свежей зелени (травы, веток, цветов, листвы, букетов) в весенне-летних календарных обрядах в общих чертах сходны у всех славян. Принесенной из леса свежей зеленью украшали дома и постройки, колодцы, ульи, ворота и изгороди, затыкали над окнами и дверями жилища, в стены, под стрехи крыш; вносили в дом, стелили на пол, затыкали в красном углу за образа; в церквах прихожане расставляли молодые деревца возле клиросов, по углам храма, затыкали ветки в подсвечники, украшали ими иконы; дворы и улицы в деревнях превращались в зеленые рощи, чтобы все зеленело, росло, плодоносило.

Растения, наделяемые апотропейной силой, люди носили при себе, опоясывались ими, носили на головах сплетенные из них венки, украшали имискот и даже птицу, а также хозяйственный инвентарь, молочную посуду;
зеленые ветки или пахучие травы втыкали в огородные грядки и хлебные поля. Считалось, что всё это гарантирует здоровье и счастье в доме, в семье. Это совершалось в праздники Юрьева дня, Вербного Воскресения, Вознесения, Семика, Троицы, Духова дня, Ивана Купалы, а у католиков
также в период Зеленых Святок и в праздник Божьего Тела. Ср. характерные названия весенних праздников с эпитетом зеленый: «Зеленый четверг», «Зеленая неделя», «Зеленый Юрий», «Зеленые Святки».

Персонажи весенне-летней обрядности воспринимаются как символы весны, возрождающегося космоса, жизни и вегетации. Использование свежей зелени характерно для ряженья главного персонажа в обрядах «проводного» типа: например, полностью закрывали зелеными ветками, листвой, травой, обвивали с головы до ног плющом и другими вьющимися растениями главного ряженого в таких восточнославянских обрядах, как «вождение Куста», «Русалка», «Тополя». 

В украинском обряде изгнания и похорон коршуна (гонити шуляка), приуроченном к началу лета, участвовали все женщины села. Они шли в лес, ломали зеленые ветки, обвивались ими, затыкали их себе за пояс, за головные платки; затем, будто бы высматривая, не появится ли коршун, пели обрядовую песню, махали ветками во все стороны, как бы изгоняя «чорну птицю», связанную с символикой смерти (Подольская губ. 

Отсутствие зелени маркирует маленький отрезок времени, самый конец обрядового года — поздней осенью: она вновь появляется в период рождественских и новогодних праздников, когда возрождается солнце и в обрядах появляется зеленое дерево, дерево жизни.

В обрядах зимнего периода (прежде всего на святки) в качестве ритуальной зелени использовались хвойные и вечнозеленые растения, символизирующие непреходящую цикличность развития природы. По народным представлениям, силы, которые вызывают вегетацию, особенно сильно концентрируются в вечнозеленых растениях. Ими украшали внутреннюю часть жилища, затыкали в двери хлева и конюшни (южные и западные славяне); участники колядных обходов, полазники, сурвакари также на себе имели зеленый знак: веточку хвои, самшита, барвинка, мирта, розмарина; в некоторых районах Карпат они разносили по домам хвойные ветки, вручали их хозяевам с благопожеланиями здоровья, счастья, успехов. У кашубов от Адвента до Нового года ходили процессии ряженых во главе с гвяздором, закутанного в соломенный плащ, сплошь утыканный зелеными ветками, так что эта маска напоминала какого-то духа изобилия или урожая.

В традиционной картине мира зеленый цвет маркирует цикличность изменений природы: пробуждение, рост, период активной вегетации растений устойчиво связывается с этим цветовым признаком (стадию увядания маркирует его коррелят ‘желтый цвет’). В народном восприятии жизненный цикл человека соотносится с вегетативным, что обусловливает использование зелени в разных окказиональных ситуациях и ритуалах семейной и календарной обрядности славян. Зеленая ветка вообще вы- ступает как символ здоровья, продолжения жизни и весеннего обновления природы. 

Эти ее качества составляются из нескольких компонентов: цветового признака, живительной и животворящей силы и природного происхождения (земля, солнце и вода). По магическому закону подоби всё это может быть передано человеку, животному, ниве. Вместе с тем через зеленый цвет может также кодироваться безжизненное («надприродное») пространство  «тот свет» и его обитатели, их атрибуты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий