вторник, 3 апреля 2012 г.

Болгарская традиция


На территории Болгарии почти повсеместно известен обряд «полазник» с незначительными вариациями ритуала. В некоторых селах можно наблюдать сохранение почти всех элементов обряда, в других — только отдельные черты, иногда только обычай, сохранившийся в поверьи народа. Народный новый год у болгар начинается в день св. Игнатия, с новым годом связан
обряд «поляз с полязниците». Как и у других славян, он связан с верованием в добрую и недобрую встречу, встречу с полазником. Место встречи — дом, действующие лица встречи, с одной стороны, — хозяин дома, глава семьи, со всеми домочадцами от мала до велика, с другой — пришелец, гость, званый или незваный, знакомый или незнакомый, полазник. Все участники встречи наперёд знают свои роли, так как ритуальное действо совершается по единому канону, установленному народной традицией (с незначительными вариациями по местностям). 


Главное действующее лицо, несомненно, полазник. Его прихода ждут с нетерпением, с некоторым беспокойством и опаской, несмотря на то, что полазником может быть только человек, снискавший себе славу доброго, удачливого, счастливого. Только тогда эта встреча будет иметь благополучный исход — полазник принесет в дом счастье, удачу, изобилие, успех во всех делах. Д. Маринов собрал обширный материал по этому обряду. Материалы Д. Маринова позволяют проследить три стадии в эволюции главного действующего лица — полазника. 100–200 лет назад, по мнению болгарского ученого, каждая семья имела своего полазника, которого приглашала из в года в год. Такого полазника Маринов называет традиционным семейным полазником. 


Он был всегда желанным гостем, его встречали с большими почестями и выражали при встрече свою любовь и уважение. Вера в то, что он приносит счастье и удачу, была столь сильна, что если случалось в течение года какое-нибудь несчастье — неурожай, падеж скота, болезнь или смерть кого-нибудь из этого дома, его не связывали с полазником. С течением времени традиционного семейного полазника сменил приглашаемый, т. е. такой, которого накануне приглашали прийти посетить дом. И приглашаемого могли звать несколько лет подряд, но он уже не принадлежал одной семье, его могли пригласить и другие. Этот тип полазника также исчезает: по сведениям Д. Маринова, приглашают полазника лишь в Твырдице (Тетевенско), Марашки-Трыстенике (Плевенско), да в некоторых селах в Ломско. В с. Лесидрян (Тетевенско) приглашают и теперь полазника, но это мальчик 95. Итак, семейного и приглашаемого полазника сменил случайный, т. е. тот, кто войдет в первый день народного нового года в дом первым случайно. 


Кое-где (Подвис, Ботево, Добричко, Кипилово), если полазник был хорошим, его приглашают и на следующий год. Случайный полазник — это люди, пришедшие по какому-нибудь делу, например полевой сторож, пастух. 


Придя в дом, такой человек знает, что должен делать, поэтому выполняет все те действия, которые должен совершить полазник. Случайными полазниками могут быть и животные, которые могут войти случайно в дом, — собака, петух, теленок. Им дают хлеба, и их приход считается добрым знаком. Животное только в том случае может быть названо полазником, если оно перелезло через порог дома 96. Вот описание обряда полазник, как его дает Д. Маринов: В день св. Игнатия (Игнажден) утром рано, еще до зари, хозяйки встают, разводят огонь в очаге, замешивают тесто и ставят на огонь горшки с разными кушаниями. 


Они торопятся с приготовлением пищи, чтобы встретить и угостить дорогого гостя, сполезника, которого ожидают с большим нетерпением. Все готово. Вот собаки своим лаем возвестили о том, что кто-то вошел во двор, все спешат навстречу долгожданному гостю, чтобы встретить его у дверей. Еще темно и пришедшего не видно, но все уже знают: это сполезник. Он весело приветствует хозяев: «Добро утро! На многи весели години! Да ви е честита млада година!», после чего идет к дровяному сараю, берет ветку дуба 97 (лучше от границы — дуба, пользующегося особым уважением) и входит в дом. 


Войдя, направляется к огню, останавливается, снимает шапку, крестится и, шевеля огонь веткой, чтобы было больше искр, славит: «Колко искрици, толкова: пиленца, шиленца, яренца, теленца, жребенца, дечица, а най-вече мед и масло и бяла пшеница по сираци, сиромаси и по цял народ!» (с. Летница, Ловчанско). В некоторых местностях все стоят в этот момент вокруг полазника с благоговением, мужчины без шапок, женщины со скрещенными на груди руками, и восклицают: «Амин, дай боже!»


После произнесения слов благопожелания, полазник кладет ветку на
пречник, где она лежит до Крещения (6 января), садится у очага, скре-
стив ноги по-турецки, ему дают решето с пшеницей, а около посыпают
бобы, чечевицу, орехи, семена конопли и др. Полазник встает, идет по
всему дому, рассевая пшеницу, и приговаривает: «Да се роди, дето рало
ходи; дето ходи и не ходи!» (Пашакей, Кызыл-агачко; Подвис, Айтос).
После обряда обсевания полазник садится к праздничному столу вместе
с главой семьи. 


Затем ему дают подарки — рубаху и полотенце. По мне-
нию Д. Маринова, этот обряд возник в связи с существованием веры в
добрую и недобрую встречу (Маринов, 271). «Народ придает большое
значение первой встрече вообще и в начале года в частности: она явля-
ется определяющей для всего годового периода. При помощи магии, га-
дания, игры вводится все желаемое в будущем, особенно здоровье, се-
мейное счастье, изобилие. Благосло ве ние-заклинание и песня-пожелание
необходимы для того, чтобы усилить действенную силу обрядового дей-
ства, столь ясного в своем назначении с точки зрения образного народ-
ного мышления» 98. 


Болгарская народная традиция установила, кто может исполнять роль полазника, а кто нет. Полазником не может быть человек с каким-нибудь физическим изъяном (бележен човек), например слепой, глухой, хромой, горбатый, с изувеченной рукой, карлик; внебрачный ребенок, мертворожденный, вторично женившийся: не e добре да те полязи на Игнажден (с. Тодювцы, Паша-Кей, Маринов, 153, 156, 157, 159) 99. Если, однако, случится, что полазник был нехороший и в течение года его приход (сполез) приносит в дом неудачу и несчастье, его ругают: «Кракът си да беше счупил, но да не дойдеше!», «С очите да беше ослепел, та да не видеше вратницата!» — такие проклятия слышит
неудачливый полазник весь год.

Комментариев нет:

Отправить комментарий