Обычай приема первого посетителя в полной или редуцированной форме распространен в Хорватии, Боснии, Герцеговине, Сербии,Черногории, в некоторых областях — спо радически 125, в других — повсеместно.
Письменные источники фик сируют его начиная с XV в Интересующий нас обряд довольно часто оказывается в поле зрения этнографов, но не всегда обращается должное внимание на обрядовый фольклор; например, почти во всех работах интересующий фольклористов ритуальный текст, сопровождающий действо, не приводится полностью, перечисление желаемых хозяевам дома благ произвольно обрывается и пишется «и т. д.» Не всегда указывается диалектное название первого посетителя, в рассказе употребляется литературное полазникили его вариант полажайник, что иногда может исказить истинную суть вещей, ввести в заблуждение.
В некоторых местностях все, что исполняет и говорит полазник, совершает глава семьи, но его никак не называют, поэтому остается неясным, имеем ли мы дело с обрядом приема первого посетителя (ведь полазником может быть свой, не из чужого дома) или же это другой обряд, случайно совпавший с ним. Очень часто вместо указания конкретного села или общины пишется безликое «в некоторых селах», поэтому сведения, документированные таким образом, приходилось опускать, ибо они
могли лишь затуманить картину.
Фольклорные тексты приводятся в обрядовом контексте, при этом даются варианты ритуальных благословений-заклинаний и вариации самого обряда по разным зонам, так как при изучении народных обычаев, уходящих своими корнями в дохристианские времена, а таковым, бесспорно, является обряд «полазник», каждая деталь может быть весьма существенной для выявления их генезиса и послужить ключом к разгадке тайн, скрытых наслоениями, возникшими под влиянием христианства.
В обряде «полазник» есть несколько общих мест, которые повторяются в каждом описании. Для удобства изложения материала, прежде чем перейти к детальному разбору ритуала, укажем общие для многих местностей моменты.
От полазника зависит, будут счастливы или несчастливы в новом году те, которых он навещает (полази). Стремясь предварить возможные неудачи и с помощью полазника повлиять на судьбу, его избирают и заранее приглашают прийти к ним в дом. Выбор падает на такого человека, который считается счастливым, удачливым, у которого спорится любое дело; он весел и здоров, отзывчив и добропорядочен, добр и щедр, а следовательно, принесет счастье и удачу в дом (имитативная магия).
Существует мнение, что первый посетитель должен быть мужчиной. Как показывает материал, это совсем необязательно, а иногда и несущественно.
Более того; в некоторых областях, например в Славонии, желательно, чтобы положаем была женщина: когда она приходит, ей дают прялку, и она должна присесть и немного попрясть для виду, чтобы было много льна в поле, корма для скотины, а куры хорошо неслись (Илич). В Муле и Кривокапиче (Бока Которска) полазник также женщина (Вукманович,).
В других местностях с полазником связано гадание о будущем приплоде: если он мужчина, то и приплод будет мужского пола, а если женщина, то в будущем году родятся дети и животные жен ского пола. Такое поверье существует у католиков в бывшей Сутеской жупе (Восточная Босния), у мусульман в г. Високо (Средняя Босния) (Филипович,), у православных близ Фрушкой Горы в Среде (Шкарич,), в Северо-Западной Сербии в районе Шабаца (Миличевич,). В Славонии не любят, если приходит мужчина; это предвещает, что в будущем году в хозяйстве будет больше петушков, чем курочек (Илич).
Хорватия. В Славонии обряд совершается в день св. Варвары (4.XII).
Первого посетителя зовут poležaj или položaj. Хозяйка выходит ему навстречу и кукурузой или другим зерном обсыпает его. Войдя в дом, положай берет из решета зерно и дает скотине, затем проходит в комнату и садится на подушки, с которых не может встать, пока не отобедает (Илич).
Положай режет печеницу: переднюю часть он должен внести в дом, а голову вручает хозяину, чтобы он берег ее до Богоявления. Во время обеда положай измельчает сухой сыр, наливает в него вино и поздравляет хозяина. Все пьют по очереди. По окончании обеда веселятся до вечера. Поужинав, запрягают сани и сопровождают положая домой. Хозяйка должна положить ему в сумку специальный хлебец, колбасу и часть печеницы. Полотенце, в которое все это завернуто, должна дать мать жены положая, если жива, а если нет — кто-нибудь другой. Жена привязывает ему на шляпу пасмо льна, чтобы лен уродился (Илич,). К сожалению, в приведенном описании отсутствуют слова-пожелания и заклинания.
Сербия. Во еводина. 1. В Банате у геров положник приходит трираза в году:
1) в день св. Игнатия;
2) в сочельник, т. е. накануне Рождества;
3) в первый день Рождества.
Всякий раз он приходит рано утром. Положника выбирают из своего дома (желательно мальчика). Вот как происходит сам обряд: хозяйка подводит ребенка к очагу, сажает на шерстяное одеяло или на стульчик и требует, чтобы он ударял кочергой по головням и произносил: «Пилу, гусу, бене, гyћo (выражения, которыми подзываются эти животные)», а в это время хозяйка держит початок кукурузы над головой ребенка, лущит его, а зерна сыплются на его голову.
Комментариев нет:
Отправить комментарий