Голоса животных, птиц, насекомых, будучи воспроизведенными человеком, приобретают статус выделенного элемента культуры, который входит составной частью в различные обрядовые тексты. Подражание голосам животных, птиц может представлять собой самостоятельный ритуал, приуроченный к определенному календарному празднику. Так, весной в день Сорока мучеников (9/22 марта) дети кричат по-птичьи: «в Сумской обл. каркают как-кар, в Курской обл. с хлебцами в виде птичек... кричат чивильчивиль, подражая крику чибисов».
Охотники используют звукоподражание для успешной охоты и делают это не только голосом, но и с помощью искусно сделанных манков, призванных обмануть птицу, зверя имитацией нужных звуков. Многие детские игры построены на звуковом коде с подражанием голосам птиц, зверей и называются по тому животному или птице, которые являются главным действующим лицом (ведущим, руководителем), например, рус.
гуси-лебеди, в вóрона, болг. квачка и др. 1
Уподобление человеческого голоса звукам, издаваемым птицами, животными, насекомыми довольно часто используется в обрядах календарного цикла, реже — в семейных или же в окказиональных. На всей славянской территории широко известен подобный прием имитативной магии, цель которого — вызвать успешное разведение домашних животных, птиц, пчел, а вместе с ним благополучие семьи. Обряды, основанные на звуковом коде, часто входят составным элементом в более сложные по структуре развернутые магические действия. Наряду с обрядами, выполняющими продуцирующую функцию, звукоподражательный элемент присутствует в лечебной магии, в ритуалах, направленных на снятие порчи, сглаза, в обрядах-оберегах и некоторых других.
В книге «Народный театр чехов и словаков» П. Г. Богатырев писал: «С основным театральным признаком — перевоплощением — мы встречаемся при исполнении магических обрядов, обычаев и магических действ, доминантной функцией которых является или магическая, или религиозная функция, причем исполнитель в этих обрядах изображает не только различных лиц, но и животных и даже неодушевленные предметы».
Звуковое перевоплощение, использующее акустические средства, выступает в магических действиях, провоцирующих успешное разведение домашних животных и птиц. Такие обряды совершались главным образом в период зимних праздников, начиная с дня св. Люции у католиков и Варварина дня у православных и кончая праздником Крещения.
Приуроченность этих обрядов преимущественно к зимнему циклу диктовалась еще и магией первого дня, началом нового года, с которыми был связан целый ряд примет, обрядов, запретов, правил поведения. Впрочем, изредка они исполнялись на масленицу, во время Великого поста, на Страстной неделе, реже — в день св. Юрия. Очень редко и не у всех славян обряды с использованием звукоподражательного компонента отмечены в день св. Власия, Тодоров день (болгары), во время жатвы (мораване), а также в обрядах семейного цикла у восточных славян.
Среди многочисленных обрядов, приуроченных к зимним праздникам, большую группу составляют ритуалы, связанные с мотивом увели- чения приплода скота и птицы. Основой этих действий была вера в то, что подражание куриному квохтанию, мычанию коров, блеянию овец и т. п. могло обеспечить в наступающей году успешное ведение хозяйства. П. Г. Богатырев, наблюдавший подобные обряды в Подкарпатской Руси, писал по этому поводу: «Подражая в Сочельник и Крещение крикам домашних животных и птиц, крестьянин ждет воспроизведения в течение года этих криков у себя на скотном дворе, а следовательно, приобретения этих животных». Так, в Сочельник крестьянки подражают кудахтанью кур, чтобы они лучше неслись (Смереково), при этом предметы, на которых должны реально отразиться результаты имитируемого действия, не принимают участия в совершении магической операции.
В материалах Полесского архива Института славяноведения и балканистики РАН, собранных по программе Полесского этнолингвистического атласа, в разделе «Птицы» есть описания интересующего нас обряда, который бытовал преимущественно на востоке полесской зоны. В с. Великая Весь Репкинского р-на Черниговской обл. в Сочельник (на «Первую кутью») мать надевала рукавицы, брала горшок с кутьей, а дети шли за ней, держась за юбку, и кричали: ко-ко-ко гу-гу-гу, чтобы все в хозяйстве «велось».
Звукоподражание — магический прием, который играет немаловажную
роль в обрядах. Этот элемент сопровождает ритуальные действия, цель которых вызвать плодородие. Подражание голосам домашних животных, птиц, пчел в народной традиции наделяется магической силой воспроизводить то, что олицетворяют эти звуки, голоса. Звуковые имитации включаются в магические действия, выполняющие апотропейные функции.
Они обладают способностью оградить скот от разного рода напастей (болезней, вредных действий ведьм, от кукушки, которой также в народных верованиях приписываются вредоносные свойства), находить потерянную в лесу скотину, предотвращать превращение покойника в вампира. В лечебной магии подражательное звукоизвлечение служит избавлению от болезней.
Комментариев нет:
Отправить комментарий