четверг, 29 марта 2012 г.

Карпато-Балканский обряд “ Полазник“


     Обряд, о котором пойдет речь, известен не только славянам, населяющим Карпаты и Балканы, но и неславянским народам, с древних времен живущим в тесном контакте со славянами, например венграм 1, румынам 2, грекам 3, албанцам 4. Есть сведения о том, что сходный обряд существует у некоторых кавказцев 5. Обряд «полазник» связан с началом нового года в хозяйственной жизни народа, с его надеждами и чаяниями на
успехи в будущем году, со стремлением обезопасить себя от бед и несчастий, постараться обеспечить плодоро дие земли, увеличение поголовья скота, благополучие и здоровье семьи. Вот почему у некоторых славян он занимает центральное место в празднествах зимнего цикла. Суть этого обряда в том, что в определенный народной традицией день каждая семья принимает посетителя — полазника, (с)по лез ника, полаженика, podłaźnika, от которого зависит, будут ли они в предстоящем году здоровы, счастливы и богаты.


     У разных славянских народов обряд «полазник» приурочен к нескольким праздникам осенне-зимнего народного календаря — начиная с Введения (21.XI) и кончая Сретением (2.II). Между этими большими церковными праздниками располагаются дни святых — Катерины (25.XI), Андрея (30.XI), Варвары (4.XII), Николая (6.XII), Анны (9.XII.), Люции (13.XII), Игнатия (20.XII), Фомы (21.XII), Степана (26.XII), Василия (1.I), а также кульминационный пункт всех зимних торжеств — Рождество (25.XII)
с сочельником (24.XII). Так, у украинцев обряд «полазник» чаще совершается на Введение и Рождество, у поляков обычай ходить w podłazy связан со вторым днем Рождества, днем св. Степана, у словаков и словенцев с днем св. Люции. Болгары предпочитают день св. Игнатия, возможно, потому, что этот день в народном календаре открывает новый год; сербы и хорваты принимают полазника в день св. Игнатия и на Рождество.


     «Народные обряды и праздники по существу очень мало связаны или совсем не связаны с церковными обрядами святых… Популярность этих святых объясняется лишь совпадением церковных дат со знаменательными
моментами народного сельскохозяйственного календаря». Например, в
некоторых украинских селах информаторы объясняют: Введение — это
праздник, когда вводят в дом полазника-животное. Такое объяснение свидетельствует о том, что народный обряд не имеет ничего общего с церковным праздником Введения девы Марии во храм и приурочен к этому дню случайно.


     Известно, что в древнем Риме в декабре отмечался ряд празднеств,
в том числе сатурналии (17.XII), посвященные богу земледелия Сатурну,
и ларенталии (23.XII) — празднества в честь Ларентии — матери ларов
(олицетворения душ предков) — хранителей домашнего очага, семьи.


     В IV в. н. э. костел, борясь с язычеством, перенес Рождество на 25 декабря, чтобы придать этим народным праздникам вид христианских, что впоследствии привело к «смешению обрядов разных циклов, а также сопровождающих обряды песен… Несмотря на такую спайку с христианскими праздниками, сохранялся общий аграрно-религиозный характер крестьянских обрядов. В основе их по-прежнему лежали первобытная магия, заклинание в самых разнообразных формах как в целях предохранения от враждебной «нечистой» силы (…магия профилактическая), так и в целях обеспечения человеку каких-либо положительных ценностей: плодородия, богатства, любви и т. д. (магия продуцирующая)». 


     Во всех обрядах и обычаях зимнего календарного цикла слышны отголоски языческих верований, уходящих далеко вглубь веков, но их стремились по-новому ряды постилания соломы… стали истолковываться как церковные воспоминания о рождении Христа в яслях…  Новогодние обряды, гадания и песни, имеющие целью вызвать урожай, с праздника Нового года стали все больше переноситься как на рождественский сочельник, так и на крещенский вечер». Многие ученые в народной обрядности, связанной с Рождеством, видят сплетение двух отдельных языческих празднеств аграрного и поминального. Римские сатурналии (позже брумалии) и ларенталии имели именно такой характер. По мнению В. 


Я. Проппа, «поминовение усопших в разных формах есть один из постоянных элементов аграрных обрядовых празднеств». Д. К. Зеленин также пришел к выводу, что Рождественский праздник некогда представлял собой поминки, был посвящен культу предков. С. Двораковский считает, что культумерших проходит через все ежегодные празднества как главная их тема.


     Аграрные же мотивы, которые также можно проследить в праздниках
зимнего цикла, являются вторичными. Когда-то культ предков был сильно развит, но с течением времени он редуцировался и распался, чтобы в
виде остатков появиться в обрядах христианских. Поэтому мы находим
много старых элементов во всех ежегодных обрядах, совершенно чуж-
дых официальному христианству. Языческий культ умерших объяснялся
верой в загробную жизнь. Для умерших устраивались пышные пиры, не было бескорыстно: живые боялись гнева предков, они хотели найти у
них защиту от несчастий — ведь умершие предки считались покровите-
лями дома, семьи, пашни, скота. В христианизированных обрядах роль
умер ших предков стали играть христианские святые.

Комментариев нет:

Отправить комментарий