вторник, 27 марта 2012 г.

Магические и защитные функции одежды


     В последние десятилетия в отечественной этнологии наметился заметный поворот от изучения сугубо утилитарной сферы применения элементов материальной культуры к изучению глубинных аспектов их функционирования “в разные периоды истории общества и в различ
ных этнических контекстах”. Внимание иссле дователей все больше привлекает проблема зна

ковости вещи, ее информативной нагрузки в различных ритуалах, этикете, мифологии, и в целом – проблема символического “языка ве щей” в традиционной народной культуре. Если в зарубежных исследованиях по материальной и духовной культуре, ритуалу, мифологии, фольклору структурно семантический, семи  отический и другие методы стали вполне усто явшимися и привычными, то в отечественной этнологии в отношении изучения материальной культуры (в том числе одежды) эти подходы только начали применяться.


     В этом контексте интересным представляет ся показать место одежды в родильной обрядности чувашей. Основное назначение комплекса данного вида обрядности – способствовать удач ному исходу родов, обеспечить здоровье и бла гополучие новорожденному. По традиционным верованиям, строгое соблюдение обрядов, свя занных с периодом беременности, родами и ухо  дом за новорожденным, способствовало сохра нению здоровья матери и ребенка, обеспечива ло благополучие и счастье родившемуся ребенку в течение всей последующей жизни.


Большое место в родильной обрядности за  нимали различные магические приемы, которые должны были оградить ребенка от влияния злых сил, особенно в первые дни и годы жизни. Зна чительное место в этих приемах отводилось детской одежде. Как справедливо подчеркивает эт нолог П.П.Фокин, в ряде обрядов детства у чу вашей непременным атрибутом является одежда (включая белье) или ее отдельные компонен ты – отрез домотканого полотна, рубашка, чепчик, пуговицы, раковины каури, нательный крест и т.д. 


     Повышенное внимание к действиям с одеждой младенца в обрядовой практике объясняется тем, что ребенок, особенно в первые 40 дней жизни, практически у всех народов воспринимался как существо слабо защищенное и нуждающееся в постоянной защите. Поэтому в этом контексте одежда ассоциировалась с еще одним действенным средством, которое должно было обеспечить такую защиту. Далее рассмотрим не  которые обряды детства, в которых в том или ином контексте используется одежда или отдельные ее элементы.



     Несмотря на свою обыденность, данный об ряд глубоко символичен. Во первых, он был при  зван “закрепить” пол ребенка, т.к. мальчика за  ворачивали в рубашку дедушки или отца, а де  вочку – в рубашку бабушки или матери. В одном ряду с этим обрядом стоит другой распространенный среди чувашей и других народов обычай отрезания пуповины девочек ножницами, а мальчика – ножом на топорище. 


     Русские перерезали или перерубали пупок “на топоре или другом мужском инструменте у мальчиков, на веретене или прялке – у девочек”. По мнению Т.А. Берн штам, подобного рода действия с пуповиной и последом являются знаками половой идентификации и направлены на закрепление за новорожденным занятий, символизирующих мужские или женские виды работ.



     Таким образом, все обряды и магические при емы с использованием одежды в родильной об рядности чувашей сводятся к трем основным функциям: защите младенца от различных сверхъестественных отрицательных воздействий; магическому очищению и пожеланию здо
ровья и благополучной жизни. Эти три идеи со ставляют существо многих семейных обрядов, в том числе родильных.


Комментариев нет:

Отправить комментарий