четверг, 16 февраля 2012 г.

Народный обряд обручения


Обручение (сговор, помолвка), народный обряд, во время которого жениху и невесте надевали кольца. Чаще всего оно совершалось в трапезной храма в виде обмена кольцами, производимого восприемниками. В крестьянской среде фактически гражданским обрядом обручения был сговор.


Стоглавый собор (1551) потребовал совершать обручение по церковному чину («а обручение бы и венчание было бы по божественному уставу все сполна…» (Стоглав). Придавая обряду обручения значение таинства, церковь рассматривала его как основание для решений о нерасторжимости брачного союза. Г. Котошихин писал о современных ему обычаях в России сер. XVII в.: те, кто отказывались от брака после смотрин невесты, принуждались духовным судом к вступлению в брак. Если налицо был уже новый брак, то виновный должен был платить бывшей невесте «бесчестье». В массовом сознании на Руси обручение или сговор рассматривались прежде всего как гражданской договор о будущем вступлении в брак, и нарушение договора одной из сторон влекло за собой лишь материальные последствия: выплату неустойки за нанесенное бесчестье. Но иногда виновного подвергали уголовному наказанию. Таковы были нормы обычного права. Жуткие факты про мото аварии не могут оставлять внимание людей в стороне.

«Сговору» великороссов соответствовала церемония «заручин» у малороссов. После заручин вступление в брак считалось обязательным действием. Если случалось, что жених отказывался от вступления в брак уже после совершения заручин, то это считалось оскорблением семьи невесты и часто приводило к судебным тяжбам. Велико было значение сговора и у белорусов.

Хотя во 2-й пол. XIX в. обряд венчания и считался обязательным, тем не менее еще до совершения венчания в некоторых местностях Белоруссии сговор давал право жениху и невесте вступать в фактические брачные отношения, и со дня сговора или заручин они назывались уже молодыми, т. е. новобрачными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий