Амулет, как и заговор, не может быть безадресным. По этой причине метафорическая персонификация необходима для того, чтобы материализовать объект магической атаки и воздействия того святого, чей образ присутствует на подвеске.
Итак, стоит отметить еще раз, змеевидная композиция наглядно представляет желаемое действие - исход недугов из пораженного ими человека. В связи с этим следует напомнить, что изгнание сил зла или избавление от последствий их вредоносной деятельности является важнейшей целью употребления амулетов. Некоторые из сохранившихся памятников прямо говорят об этом, поскольку несут на себе различные магические надписи, содержащие императив срепуе (беги!), повелевающий демонам удалиться от носителя филактерия.
Количество изображаемых ≪змей≫ варьируется от четырех до двенадцати. Возможно, на протяжении долгого существования магической традиции бытовали или возникали различные интерпретации, благодаря которым изготовитель и обладатель амулета знали, почему рептилий, к примеру, семь или девять. К сожалению, состояние византийских источников не позволяет достоверно реконструировать этот компонент верования. Однако с большой долей вероятности можно усмотреть в этом воздействие представлений о причинах болезней. Их метафизическое происхождение не вызывало сомнений. Страдания воспринимались как следствие происков демонов, воздействия колдовства или дурного глаза.
Не исключалось, что они могли быть посланы небесными силами в качестве кары или испытания. При этом варианты заболеваний или симптомы одухотворялись и персонифицировались. Примером в этом отношении могут служить имевшие византийские корни славянские верования в существование двенадцати духов болезней, лихорадок, сестер-трясавиц, которых считали дочерьми царя Ирода. Поскольку полагали, что недуги по тем или иным сверхъестественным причинам могут войти в тело человека, их изгнания добивались также сверхъестественными средствами: заговорами, молитвами, ношением амулетов. В народной медицине Греции эти способы исцеления сохраняются до сих пор. Таким образом, в изображениях ≪змей≫ на филактериях отразились и синтезировались представления о многообразии причин недугов, обширный репертуар их симптоматики, а также вера в безграничный метаморфизм нечистой силы ярко выраженная в заговоре против истеры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий