Стремление защититься от опасности или избавиться от недуга с помощью различных магических приемов было столь же свойственно византийцам, как и другим людям средневековья. Это сделало употребление филактериев неотъемлемым и важным компонентом их религиозного сознания и поведения. Из огромного фонда византийских оберегов доступны для изучения те памятники, которые специально изготавливались из твердых материалов, что и способствовало их сохранению.
За каждой такой подвеской стоит сложная система представлений, которую в какой-то мере можно понять с помощью анализа структуры оберегов и апотропеической семантики их элементов. Консерватизм религиозного сознания и магической традиции, к которой принадлежат амулеты, позволяет надеяться, что предпринимаемая реконструкция системы верований, обеспечившей их длительное существование, не содержит существенных отклонений.
В качестве исторического источника оберег-предмет обладает рядом ярко выраженных особенностей. В их числе почти полное отсутствие надежной хронологической локализации и прямых связей с текстами, которые способствовали бы уверенной интерпретации памятников.
Однако при этом в каждой изучаемой подвеске скрыт огромный информационный потенциал, раскрытие которого возможно только с учетом многогранности и всех особенностей феномена апотропеев.
Специфика филактерия видна уже в том, что этот материальный объект представлял собой особую точку духовного пространства, в которой сходились оба полюса сакрального - позитивный и негативный. Силы божественные через их изображение и инвокации сближались с миром демоническим с целью подчинения последнего интересам владельца амулета (зачастую, можно предполагать, выполнявшего функции талисмана).
Комментариев нет:
Отправить комментарий