среда, 16 ноября 2011 г.

Секреты Востока


В даосской амулетной традиции сохрани­лось назначение бирки - «фу» (первоначально иероглиф «фу» имел значение вертикальной бамбуковой пластинки, бирки) как мандата на приобретение определенных полномочий.
 Если держатель правильно составлял фу, то обре­тал власть над божествами шэнь, духами гуй и природными явлениями, к которым делегирова­ли «небесные чиновники» даосского пантеона.

Как правило, амулеты «фу» по форме напоминали императорский указ, где в верх­ней части обычно писалась формула «чи лин» (приказ), далее шли имена божеств и то, что божествам необходимо было совершить.

Например: - «Приказ Сокровенной Деве Девяти Небес немедленно повергнуть зло» или «Просим Нефритового Императора покинуть свой небесный дворец и принять приношение». Заклинания на амулетах «фу» обычно выпол­нены в манере древнего стиля китайского письма и сопровождаются изображениями божеств - шэнь и демонов - гуй, а также иными маги­ческими символами. Главную защитную функцию выполняет сам текст и сопутствующие ему изобра­жения, а основой служит любой материал: монеты, зеркала, металлические пластинки, драгоценные камни, дерево, ткань, бумага. Чаще всего в совре­менном городе можно встретить амулеты из ткани и бумаги не только в магазинах, но и в домах, офи­­сах (кстати, и наши восточные лавочки предла­гают подобного вида обереги).

Богат символами и традиционный древнеки­тайский бестиарий - обычные и фантастические животные, с божественными, магическими ка­чествами. Их изображения на бумаге и ткани, а также статуэтки, выполненные из камня, дере­ва, нефрита, фарфора - пользуются популярно­стью в Китае. Как правило, имена священных животных применяются и в «нэйминге» - назва­ниях фирм, предприятий, различных продуктов.

Важные символы мироздания в китайской мифологии - Дракон и Феникс. Дракон традици­онно представляет собой мужское начало Ян, а Феникс женское - Инь. Изображение дракона - это символ императорской власти, силы, чистой энергии. Для китайской цивилизации дракон - существо положительное, в отличие от евро­пейских представлений об этом мифическом животном. Образ дракона появился в Китае в глубокой древности. Начертание иероглифа «лун» (дракон) представляет собой пиктограм­му, изображающую животное с головой, увен­чанной рогами и длинным телом.

«Фэнхуан» (феникс) в древнекитайской ми­фологии - волшебная царь - птица. Появление этой птицы сулило стране процветание и мир. Как и дракон, это мифологическое существо сочета­ло в себе признаки разнообразных животных. В различных источниках встречались описания фе­никса как разноцветной птицы с шеей змеи, туло­вищем дракона, хвостом рыбы, спиной черепахи.

Другим распространенным животным - символом является «ши цзы» (лев). Изобра­жения львов можно встретить в буддистских, даосских храмах, в украшениях мостов.

Появление изображения связано с проникно­вением буддизма вглубь Китая, в соответствии с символикой которого, лев является защитни­ком закона и стражем священных храмов. У вхо­да в официальные учреждения также нередко устанавливали скульптуры львов - они служили средством запугивания демонов - гуй. Иногда ка­менные львы «охраняли» могилы императоров, их приближенных и других знатных людей.

Это лишь небольшая часть трактовки сим­вольной системы китайского мироощущения.

Приходится только удивляться тому, как китайская нация на протяжении многих веков с почтением и уважением сохраняет свое ве­ликое наследие; наполняет новую форму суще­ствования первородными смыслами, что и сохраняет столь самобытную цивилизацию.


Комментариев нет:

Отправить комментарий